Неужели я все же это сделаю? Неужели я все же это сделаю? Да! Я все же напишу статью на игру не для PSP! И это будет очередной, непростой обзор...

Хотя назвать это обзором тяжело. Вообще все мои рассуждения на игровую тематику – это просто рассуждения на игровую тематику. Просто свободные разговоры, может быть, ни о чем...

И сегодня, как ясно из названия игры, которое идет первым в названии самой статьи – мы поговорим о Rogue Galaxy!

Игре для PS2, которая в целом получила неплохие оценки, однако местами подверглась и критике... об игре не от последней студии Level-5, руку которой здесь видно, равно как и видно некую незавершенность.

Забавно! Я рассказал о ряде некоторых деталей, рассказывать о которых я не хотел, или хотел, но хотел подвести к этому по-другому. Более стильно что ли...

Но да ладно! Вы и так уже прочитали, что игру делали Level-5 и что она получила смешанные оценки.

Но... вот как мне стоит рассказать о ней?

Пока я проходил данный проект... у меня были самые разные мысли на тот или иной счет. Красивые мысли, высказывания и идеи. Но, как мною принято давно, я не стал их записывать, решив, что лучше потом написать все и сразу. Вот как сейчас.

Однако сейчас ничего такого в голову не идет. Но... это ничего! Может еще и придет!

Итак... начать можно с того, что Rogue Galaxy не самая обычная JRPG или скорее она даже очень необычная... но сказать почему она такая – сложно. Мне наверно еще сложнее, просто потому, что я не проходил ни одной части Dragon Quest и я не могу оценить разницу в ауре между этим проектом и играми серии Final Fantasy, Tales of, Breath of Fire, Atelier и так далее...

Так что, допустим, возьмем тот факт, что все JRPG очень даже похожи друг на друга. Но вот чем именно они похожи – сказать сложно, но зато, когда находится какая-то игра, которая явно не похожа на все остальные – это видно тут же.

И это не совсем комплимент для Rogue Galaxy. Это просто такой факт от меня.

В игре много такого... что будто из другого...

Это и ловить\растить жуков для Инсектрона, как ловить и растить Чокобо для гонок. Это и путешествие на поезде и планета гангстеров с атмосферой Мидгара из Final Fantasy VII, где вы встречаете персонажа, почти что копию Баррета. Это и бои в реальном времени и охота за монстрами, как будет позже в Final Fantasy XII, и даже ролевая система навыков, которая перекочевала прямо оттуда. Это и QTE удары, как в Legend of Dragoon, Magna Carta (которые, тем не менее, нельзя использовать на боссах), и создание оружия, как в Vagrant Story и Фабрика для создания вещей (как в Fallout 4 до этой самой Fallout 4) и использование предметов, как в Chrono Cross и чего там только нет!

Level-5 сами себя погубили, захотев бросить вызов всем RPG мира и создать игру, где будет много всего и много разнообразных миров. Но в погоне за этим потеряв некую корневую суть из которой надо исходить, нечто скрепляющее…

Но я постараюсь высказаться так... скажем... персонаж путешествует по разным мирам, где есть та или иная постановка, и порой она очень даже хороша. Но вот ничего в центре этого нет. Кроме этого огромного геймплея, на который я потратил (между прочим) свыше сотни часов! Круче может быть только Final Fantasy X, но там не было такой отстраненности... ну вот опять! Я так хотел подвести к этому более грамотно, чтобы было ясно о чем я пишу – и у меня опять этого не получилось.

Одним словом: как-то я решил выиграть Инсектрон, убить всех монстров из списка, создать все оружие и найти рецепты ко всем предметам...

Так вот, я решил и решил, а затем не заметил, как прошло 40 часов! Да, я все это сделал и это было круто... но... я не знаю...

У меня даже был долгий монолог с самим собой на тему, что же такое видеоигры и для чего они, собственно, нужны? Да, мне было интересно подбирать предметы для вызова монстров, собирать рецепты, подбирать предметы для этих самых рецептов, собирать все сундуки и вообще сделать все, даже если это «все», мне нахрен в практическом смысле не нужно! Ведь что толку от всех этих вещей и всего этого мусора?

И ведь для этого и нужны игры, разве нет? В этом и должна быть суть всех игр – в геймплее.

И как бы да... и Dragon Valor про это и Torneko: The Last Hope или Battle Hunter, да и другие проекты...

Но вот такого же они калибра?

Когда играешь или начинаешь играть в некую JRPG, с таким вступление как у Rogue Galaxy, с озвучкой всех роликов и даже когда персонажи просто так бегают с тобой...

Когда начинаешь играть в игру от не последней студии в мире JRPG, которая по сути и установила многие стандарты... то хочется чего-то более завершенного. То есть не хочется, но ожидается...

И тут мы вновь сталкиваемся с проблемой того, что я вообще не играл в игры этой компании, ну может та же Torneko: The Last Hope, хотя если честно, я не помню кто именно ее сделал.

Однако почему-то мой опыт мне говорит, что такого просто не может быть! Ну не может так все быть и в других крупных JRPG этой компании. И тогда ответ скрыт в том, что это был новый тайтл и потому все с ним сложилось именно так, как сложилось. Странная ролевая система, странная боевая система, странная постановка...

При этом я не могу сказать, что проблема постановки упирается в непонимание того как и что делать... так как в игре есть отличные сцены! Но вот эти сцены заканчиваются, и ты идешь дальше... дальше в это никуда... потом заканчивается еще одна сцена, допустим с Сидом, и ты вновь идешь в никуда. С одной стороны, все это должно быть объяснено сеттингом... где есть огромная галактика и главный герой без цели. Но все же мне кажется, это могло выглядеть и иначе! В целом галактика ощущается как нечто пустынное. Да, тут есть что-то вроде пяти планет, но все это не ощущается как нечто живое что ли. Опять же можно взять Final Fantasy XII, как там ощущается мир и вот что значит постановка и геймдизайн.

Да, однажды на Розу вторгается корабль Валкога и как бы расстреливает город... ну и... ну и ладно... да там происходит некое действие, которое влияет на Джастера... ну и... ну и ладно...

С таким же успехом действие всей игры могло бы происходить на одной планете... но тогда Level-5 лишились бы козыря отыграть разные ситуации в соответствии с сеттингом. А в этом был огромный потенциал. И нельзя сказать, что они его не использовали.

Но постановка все равно загублена. И загублена фатально и во всем. Враги просто появляются и исчезают. Они будто есть и будто нет. Игра рваная. Сказать в чем точно это выражено – сложно... это и враги, которые вас не ищут, когда вы отбежали на сто метров после эпичных сцен. И ничем не охраняемые локации, которые недавно охраняли... опять в тех же сценах. Такого странного отношения к постановке я не видел ранее нигде. Вообще.

В целом я не могу рассказывать обо всех деталях, которые указывают на это. То есть могу, но этих деталей миллионы и это будет тупо. Но если обобщить... в игре слишком много всего... персонажей, вещей, оружия, монстров... и в этом много всего – очень мало всего!

Разумеется, возможно это я сам виноват... однажды как псих начав все собирать и проснувшись спустя 40 часов, мне вдруг стало пофигу на все...

А с другой стороны... такой проблемы не было в той же Final Fantasy X, на которую я потратил свыше 200 часов!

Но вот такая незавершенность и нечто странное в Rogue Galaxy во всем. В собирательном геймплее, который есть для того чтобы есть. В сражениях, которые есть и они все на одно лицо... в игре нет ничего сложного. Вообще. Это вообще одна из самых простых JRPG. И такого на моей памяти вообще никогда не было! Я не могу вспомнить ни одну JRPG, где ты пытался бы пройти ее на 100% и тебе было бы относительно легко!

А тут за всю игру не было ни одного сложного босса. Вообще! Собственно на тему сложности можно вообще часами рассуждать. Так как она не заключена в прокачке. Можно прокачиваться часами, но в той же Final Fantasy VII в битве против Оружия у вас не будет явного преимущества. Вы как бы получите лишний процент к шансу на победу. Все. Я до сих пор помню, как будучи на 99 уровнем с кучей материи я убивал подводного монстра и убил его только чудом.

В Rogue Galaxy сложность сражений же упирается не в это, а в вечный блок и лечение. Что делает и без того спорную боевую систему еще более спорной. Или... зачем делать такую боевую систему, если общий геймдизайн не сможет позволить воспользоваться ей по назначению. Это не говоря про монстров, которых можно победить лишь в прыжке или когда надо снимать броню специальным оружием и при этом нет кнопки для быстрой смены оружия! Жуть.

В игре слишком много нового и слишком много спорного. И все это «многое» не имеет нужного класса. В проекте не чувствуется боевой проработки Final Fantasy XII, нужной постановки, проработки всего геймдизайна. Или для примера можно вспомнить Kingdom Hearts 2002 года. Где тоже было много чего нового и спорного, но там Номура и Squaresoft (еще) довели все новое до приемлемого качества и уровня (так, как они могли на тот момент, тех тенденций и технологий).

Сам сюжет я тоже не назову простым и не назову хорошим. Вообще понятие «хороший сюжет», или «простой сюжет» очень сложное, как и понятие – хорошая игра. Ну, просто... хороший сюжет – это не просто запутанный сюжет с кучей всего такого, как Xenogears или Final Fantasy VII. Хороший сюжет намного важнее запутанного и он в другом. Хороший сюжет может быть даже тогда, когда по сути все просто, как например в какой-нибудь Onimusha: Warlords. Однако даже так, это лучше чем какая-нибудь сложная попытка изобразить невесть что, как в какой-нибудь Dragon Valor.

Но об этом рассуждал не я один. Более того – было бы странно, если бы об этом рассуждал я один! Есть куча и геймеров и игровых журналистов, разработчиков, которые сами рассуждали о том, что же такое «хороший сюжет». Но это я к чему?

А к тому, что сам сюжет и все его детали я просчитал почти в самом начале, то есть почти все до малейших деталей о персонажах, но это не плохо.

Да, тут есть персонажи, у них у всех есть свои истории. Но как-то... все это как и все остальное в плане геймплея – просто есть. Тут такой геймдизайн.

Вот есть оружие? Ты можешь его сделать. Нужны рецепты? Тебе не нужно искать у кого они – над этими персонажами всегда подсвечивается нужный значок. Есть история? Сейчас ты ее увидишь. Как правило, историю всех своих персонажей вы узнаете лишь в самом конце, когда будете собирать Дригеллум. Все. Кроме этого никто никак не проявляется. Вообще.

Я знаю, что со стороны это может казаться нормой или как чем-то обычным. Но я попытаюсь описать, как все это выглядит со стороны...

Итак... вы путешествуете со своей группой и все. А потом Level-5 гоняют вас по всему подземелью, чтобы вы собирали Дригеллум от своих товарищей, и тут как бы по сеттингу и должна показаться их суть. Или особенности. И в целом создается ощущение, что... ну как бы... раз такова суть Дригеллума, то придеться и показать! А будь она иной – и не показали бы.

Да, я знаю, что все задумывалось наоборот! Но желание разработчиков и их общая постановка того, что сначала тебя готовят к чему-то, а затем это что-то так и не начнется... и ведет к таковому ощущению. Вы ждете и гадаете о многом… но все это оказывается ложью…

Что же до историй, то все они довольно интересны. Но... это как бы... все как бы к вопросу о том, а для чего же нужны игры? Для геймплея или не только?

Для чего нужны вообще все NPC, если самые нужные всегда обозначены, а от остальных толку нет?

Все эти истории, они как бы спрашивают тебя: а для чего мы нужны? Или ты сам себя спрашиваешь: а для чего они нужны?

Просто чтобы быть или?

И на этот вопрос вы тоже не найдете ответа. Но я вам тут не Роберт Пенн Уоррен, чтобы задаваться вопросами, на которых нет ответа, это был просто крутой пассаж, который должен был привести к последующей самоиронии. Но я опустил ряд монолога, так что самоирония кажется глупой.

Еще я бы отметил, что в игре слишком много японского. Нет, я не про этнику, как в Final Fantasy X (чем она мне не нравится, или чем мне не нравятся большинство других японских JRPG). Я про излишнюю любовь к аниме-стилю. И тут есть или может быть путаница. Ведь и аниме бывает разное. Но в таком случае скажем так: мне не нравится излишний аниме-гротеск, которым славится та же манга Акиры Ториямы. Я знаю, что многие любят аниме именно из-за этого. И я сам скажу, что есть аниме, где все это гармонично. В том же Slayers.

Но от Rogue Galaxy ждешь некого четкого стиля, точного приключения. Гранитной постановки. По крайней мере, вступление готовит именно к этому.

На это указывает и все остальное: корабли под парусами, что парят в космосе; стильный Зеграм; пушки и пираты (пока дело не доходит до Монши); города, мечи, пистолеты.

Ты всего этого ждешь... но вот появляется жаба, что жрет орудие для прокачки, а затем всякие чокнутые исследователи или идиоты-охранники в тюрьме...

Представить такие гротескные сцены в какой-нибудь Final Fantasy VIII банально невозможно. И не потому, что там не было юмора или подобного. А потому, что во всем есть своя принадлежность.

А в Rogue Galaxy все не так... да. Там есть и разные планеты и этого даже позволило Level-5 отыграть самые разные сцены в самом разном сеттинге. И в такие моменты ты особо остро ощущаешь, как все должно было быть в целом...

Но вот планета кончается, сцена закрывается и ты тащишься дальше в свой дурдом на колесах. То есть – в дурдом на парусах.

Хотя не исключено, что в этом и был план Level-5. В том, чтобы каждый нашел то, что нравится лично ему. Однако игры, как правило принимаются многими лишь тогда, когда выполнены в неком едином ключе, и если издатель хочет продать как можно больше игр, он должен угадать – что сейчас выбирает большинство. Так вот Sony не угадали, вот почему продажи игры были низкими. Однако не исключено, что Level-5 концептуально было все равно. Они хотели создать такое и они создали.


Разработчик: Level-5

Платформа: PS2

Год выхода: 2005

Жанр: Action role-playing

Потратил на игру: 52 дня

Оценка: 7.5/10