Я совсем забыл, чем хотел начать эту статью, так как давно решено писать тексты совсем иначе. Не по бумажке (хотя если учесть, что будь все эти обзоры в бумажном журнале – эта шутка звучала бы лучше).

Но да ладно. Раз так, то придеться писать весь этот бред в произвольном порядке.

Как-то давным-давно я прошел Dune 2000, эта игра мне очень понравилась. И не только за фирменные заставки Westwood Studios, а за все вместе. Даже если убрать саму Вселенную Герберта, это был прекрасный сплав сеттинга, геймплея и сложности. Собственно все те элементы, которые и должны быть в любой хорошей, приключенческой игре. Кто-то мог бы подумать, что в стратегиях подобные вещи смысла почти не имеют, однако те, кто играли в Warcraft, Command and Conquer или Front Mission знает, что это не так. И что фэнтези атмосфера, архаичный гротескный юмор или политическое путешествие влияет на сам геймплей и интерес ко всему происходящему, что в свою очередь заставляет играть, играть, играть, а ничего более важного в игре и нет. Личное путешествие с интересным (пусть и классическим) сюжетом, и грамотные миссии под ситуации - вот, что делает игру интересной. Или может сделать.

Ну так вот! Я помню, как проходя одну миссию в Dune 2000, я не мог уснуть 6 часов! Ну, просто потому, что я на ней застрял. Я не мог взять вражеский штаб, так как к моменту, когда был готов двигаться дальше - у меня кончалась техника. И не мог забросить игру, так как в порте под PS One игра не подразумевала сохранение во время игры. Оно вроде было, но только при загрузке игрок был вынужден начинать миссию с начала.

Я снова строил танки, разрушал инфраструктуру, захватывал инженерами другие строения. Так шло время. Спустя часа три, я стал думать, что дело движется к победе... но до нее еще было далеко. Однако все это не утомляло... или нет, не так. Это утомляло... тут сложно подобрать прилагательные или эпитеты. Но каждый, кто играл в Command & Conquer или Dune, или Heroes Might and Magic знает каково это. Все правила мира и геймплей выверен настолько, что у игрока тонко получается любой стратегический ход и все ощущается честно. Игрок точно видит, знает, чувствует, что мир в котором он играет - честен. Это не те, спорные, поделки PSP где геймер ничего не понимает. Вообще, если пойти в другую сторону рассуждений, на данную консоль вышло столько неиграбельного барахла!

И это понятно... под PS3 все это бы просто не прошло, так как и разработка подобного и средний уровень вхождения в графику, и реклама - все стоит иных средств. Да, можно было бы привести в пример GBA, но на тот момент с Nintendo остались лишь самые верные студии, да и сами Nintendo следили за качеством. Так что на GBA вышло больше качественных игр, чем на PSP. Да, тут возможно сыграло свою роль, что игру, о которой я расскажу сегодня, делали Sony Online Entertainment, а они-то уж точно знали, что не стоит выпускать барахло ради денег, если оно потопит саму консоль.

Но я опять отвлекся... или нет?

И вот я все же прошел ту миссию в Dune 2000 и записался... было уже утро... но это было круто! Это не воспринималось как что-то нечестное, и я совсем не хотел спать. Зато на следующий день, когда я захотел продолжить игру, то выяснилось, что моя карта опять глюканула (с ней такое бывало) и попросту не записала миссию... это было грустно. Хотя Dune 2000 я после все равно прошел и то, что играл целых 6 часов – не жалею.

Да, тут к примеру, можно было еще вспомнить XCom: Enemy Unknown. Где, несмотря на все сложности игры, она не воспринимается как нечто нечестное. Архаичное, бредовое или неиграбельное. Более того! Все ругают данную игру за так называемый синдром «последнего alien», но лично я считаю всю эту совокупность деталей - верной для атмосферы и менять ничего нельзя. Но вернемся к PSP. Так вот под PSP выходило много барахла, однако сегодняшняя игра не такая, и лишь сейчас я напишу, что речь пойдет об игре Field Commander.

Собственно это не RTS, а TBS, но это ничего, что я упомянул Dune, ведь я, в том числе упомянул и Front Mission. Но дело даже не в этом, ведь если бы я ничего не сказал о последнем – сама та атмосфера совсем не изменилась. Я уже давно не играл часами, без устали, не лениво, даже когда хотелось спать - больше хотелось играть. Потому как геймплей – это самая сильная сторона данного проекта. Геймплей, как тактики, баланса, различных тонкостей, которые всегда работают. И которым приходиться учиться, как приходилось им учиться и в Dune и в Command & Conquer, однако там, в меру того, что это были RTS – в самый ответственный момент боя, все очень сильно смешивалось и приводило к банальным вещам, по типу – сейчас наделаем самой мощной техники и вперед. Или – одни сильны другим, ну и хватит. Да, к этому можно прибавить сложную систему Starcraft, однако там вся проблема опять упрется в сам жанр RTS. То есть в то, чего лишена Field Commander.

Ведь именно за счет пошаговой системы боя и кучи тактических тонкостей, эта игра и стала тем, что есть. Безумно интересным и обязательным проектом, где все ваши тактические решения могут быть реально реализованы самыми разными способами, но, как правило, лишь одним самым верным. Все остальное хорошее, что можно сказать кроме нее – будет касаться лишь уже конкретики: миссий, топлива, патронов, тактических тонкостей и прочего. А такие вещи я в обзорах не описываю, так как это уже личное. Личное прохождение, личный опыт и подход к миссиям. А покуда он может у всех отличаться – то и делать большую ставку на него не стоит. Но в этом-то и суть. Что ничего хорошего в игре, кроме геймплея, нет.

А следовательно – перейдем к проблемам.

В игре не самый приятный общий дизайн: подбор шрифтов, рамок, иконок, графические модели могли быть и лучше (я понимаю, что PSP, но все же). Хотя общий визуальный стиль мог стать следствием того, что это западный продукт и тут нет ни фэнтези простора Warcraft или фантастического наследия Dune. А Command & Conquer, при всем общем блеклом виде юнитов и графики, брал гармонией общего внешнего вида. Да, в игре красочные анимационные бои, но как и в случае Front Mission 3, Brigandine: The Legend of Forsena или там Vanguard Bandits – они надоедают (и слава Богу их можно отключить). В игре неинтересный сюжет, но главная беда даже не в том – насколько сложным должен быть сюжет. По сути... во многих играх все довольно очевидно. Даже в той же Front Mission 3. Намного важнее то, как все рассказано, какие персонажи, идеи есть в повествовании и как все это переплетено с самим геемплеем.

И во всем указанным выше играх: Dune 2000, Command & Conquer, Front Mission 3, Brigandine: The Legend of Forsena, Vanguard Bandits – все сделано как надо. Даже если у игрока как бы нет яркой личности для отыгрыша, там следуют качественные ролики, все это создает нужный настрой и общий интерес. Иначе нет атмосферы личного приключения. Да, еще в списке могла бы быть XCom: Enemy Unknown, в которой тоже нет внятного общего повествования, однако там иная свобода общего плана.

А вот в Field Commander, это при наличии заставок между миссиями, и всеми озвученными диалогами – ничего этого нет. Никого не запоминаешь, никому не переживаешь, на всех пофигу! Нет никакой истории. Есть лишь некие террористы Shadow Nation, начало миссии и ее конец! Все. И персонажи, что добрые, что злые, могут нести хоть тонну текста между миссиями, рассказывать про свои идеологии или нести иной устрашающий бред – все пофигу.

И это и есть самая большая беда Field Commander. Она заслуживает большего.

Большего сюжета, личных персонажей, грамотных миссий построенных вокруг такого сеттинга, более четкой графики, более высоких оценок и даже более грамотного и четко составленного обзора. Я поставил игре 8 баллов, за совершенный геймплей и общее впечатление. Таким играм хочется ставить больше, IGN дали ей 8.4, тоже оценив по достоинству... но даже при той грусти, что есть – это вне всякого сомнения отличный проект вне всякой мусорки, что выходила на PSP.

И да, стоило закончить этот обзор на словах про «достойна большего» и красивом списке. Но что-то я заболтался, да и остальные предложения никак не стыковывались.


Разработчик: Sony Online Entertainment

Платформа: PSP

Год выхода: 2006

Жанр: Turn-Based Strategy

Потратил на игру: 7 дней

Оценка: 8/10